IMG_0653  IMG_0651  IMG_0639

     27 мая 2014 г. в Новосибирске состоялось всероссийское совещание по капитальному ремонту многоквартирных домов. В совещании приняли участие представители федеральных и региональных органов власти исполнительной и законодательной власти, в том числе профильного Комитета Государственной Думы РФ. Как отметила председательствующая на совещании председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, сегодняшнее выездное совещание, из проводимых в регионах РФ по тематике капремонта, уже пятое. Главной темой совещания стали региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов, практика применения в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и перспективы законодательного совершенствования.

Участники совещания обсудили различные актуальные вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе затронули такие темы как технический мониторинг состояния домов, возможности кредитования капитального ремонта, стимулирование энергоэффективного ремонта и другие.
С приветственным словом к участникам совещания от лица временно исполняющего обязанности Губернатора Новосибирской области обратился врио первого заместителя Губернатора Анатолий Соболев. Он отметил, что вопросы капитального ремонта многоквартирных домов являются актуальными для всех регионов нашей страны. В Новосибирской области в этом направлении в 2008-2013 годах было сделано немало. В рамках региональных адресных программ по проведению капитального ремонта с привлечением на эти цели средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджетов всех уровней, были капитально отремонтированы 1403 многоквартирных дома в 38 муниципальных образованиях области, общей площадью 4 млн. 400 тыс. кв. м.
Он также напомнил, что в конце декабря 2012 года утверждено два Федеральных Закона, определяющих перспективы реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов в последующие годы. Эти изменения законодательства направлены на решение проблем путем создания в субъектах Российской Федерации системы финансового обеспечения своевременного проведения капитальных ремонтов общего имущества в многоквартирных домах за счет регулярных взносов собственников помещений, а также за счет бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования таких работ.
«Применение этих законодательных инициатив должно изменить  ситуацию в стране и регионах к лучшему. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы предложенные механизмы заработали должным образом, эффективно решая копившиеся десятилетиями проблемы», — сказал он.
О реализации региональной системы капитального ремонта на территории Новосибирской области рассказал участникам совещания временно исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин. Он подчеркнул, что правительством Новосибирской области проводится активная работа по реализации плана нормотворческой работы, регулирующего вопросы формирования региональной системы капитального ремонта, в соответствии с разработанным планом. В настоящее время готов практически весь объем необходимых документов. В 2013 году приняты региональный закон о капитальном ремонте и региональная программа капитального ремонта. В первом полугодии 2014 года — ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение капитального ремонта. В частности, порядок выплаты владельцем специального счета средств фонда капитального ремонта собственникам; порядок осуществления контроля за обеспечением сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества; порядок принятия решения о предоставлении государственной поддержки на проведение капитального ремонта; порядок привлечения подрядных организаций по выполнению капитального ремонта; установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
В завершение врио министра отметил, что в июне в регионе планируются к принятию нормативно-правовые акты о размере предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по видам работ, а также краткосрочная трехлетняя программа капитального ремонта.

В качестве резолюции Всероссийского совещания «Региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов. Практика применения в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Перспективы законодательного совершенствования», состоявшегося в Новосибирске 27 мая, представляем его официальные рекомендации (публикуем без сокращений).

Рассмотрев на Всероссийском совещании вопросы создания региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, участники совещания рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1 Поддержать поправки к проекту федерального закона № 199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым предлагается учитывать установленный субъектом Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт при определении субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, а также исключить ряд условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и ускорить принятие законопроекта во втором чтении и в целом.

1.2 Поддержать концепцию проекта федерального закона № 507586-6 «О внесении изменений в статью 175 Жилищного кодекса Российской Федерации», позволяющую собственникам помещений в многоквартирных домах выбирать в качестве владельца специального счета управляющую организацию, а также направленную на снятие ограничений для товариществ собственников жилья, созданных в нескольких многоквартирных домах до 4 июня 2011 года, открывать соответствующие счета по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах на каждый такой многоквартирный дом.

1.3 Внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части:

  •       закрепления права регионального оператора на получение сведений о собственниках помещений в многоквартирных домах и площади принадлежащих им помещений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и последующую актуализацию данной информации при содействии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
  •       упрощения процедуры принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
  •       установления особенностей формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, а также в многоквартирных домах, в которых уже проведен капитальный ремонт;
  •       предоставления возможности жилищным кооперативам и товариществам собственников жилья направлять доходы от осуществляемой ими хозяйственной деятельности на формирование фонда капитального ремонта;
  •       определения порядка уплаты взноса на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
  •       выбора региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на конкурсной основе;
  •       уточнения порядка принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1 Совместно с Центральным Банком Российской Федерации разработать законодательные механизмы, направленные на минимизацию риска утраты денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, предназначенных для финансирования капитального ремонта общего имущества в таких домах и подлежащих накоплению на специальном счете.

2.2 Рассмотреть вопрос об установлении единых требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, установленному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2.3 Определить общие критерии очередности и сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые устанавливаются в региональных программах капитального ремонта.

3.Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1 Разработать комплекс мер, направленных на информирование собственников помещений в многоквартирных домах в части разъяснения положений Федерального закона по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

3.2 Разработать комплекс мер, направленных на оказание методологического содействия собственникам помещений в многоквартирных домах в проведении общих собраний по вопросу формирования фондов капитального ремонта.

3.3 При формировании региональных программ капитального ремонта в обязательном порядке предусмотреть софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в программу и подлежащих в первоочередном порядке проведению такого капитального ремонта.

3.4 Разработать комплекс мер, направленных на обеспечение исполнения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

4.Направить настоящие рекомендации: в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, высшие исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.