28 октября директор Фонда Антон Войтенко принял участие в заседании Законодательного Собрания – Правительственный час.  В своем выступлении директор осветил вопросы, касающиеся актуализации региональной программы, организации капитального ремонта, сбора взносов. Кроме того, были освещены проблемы, с которыми Фонд столкнулся в своей деятельности.

Текст доклада приведен ниже.

Доклад о ходе реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Еврейской автономной области

В Еврейской автономной области начал свою реализацию механизм системы капитального ремонта, главной целью которого является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Значимую роль в реализации данного механизма играет некоммерческая организация Региональный оператор по проведению капитального ремонта.

Коротко хотел бы остановиться на основных моментах реализации региональным оператором механизма системы капитального ремонта.

 

Актуализация региональной программы

В связи с утверждением правительством Еврейской автономной области изменений региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов ЕАО проведен первый этап ее актуализации.

В рамках данного этапа в программу внесены следующие изменения:

— исключены 50 многоквартирных домов, в том числе, признанные аварийными и подлежащими сносу- 48 (29 многоквартирных домов в городе Биробиджане, 19 в городе Облучье) и 2 многоквартирных дома, в которых собственником всех помещений является муниципальное образование (1 дом в п. Теплоозерск, 1 дом в с. Бабстово);

— добавлены 10 вновь построенных многоквартирных домов (8 — в городе Биробиджане, 2 дома в поселке Николаевке);

— по решению собственников перенесены сроки ремонтов 4-х многоквартирных домов (в городе Биробиджане: по ул. Комбайностроителей д. 13, по ул. Московской д. 21; в поселке Будукане по ул. Заречной д. 4; в селе Бабстово по ул. Ленина д. 29);

— произведена замена вида работ по одному многоквартирному дому (в городе Биробиджане, пер. Театральный, д. 3);

— трехлетние плановые периоды увеличены до шестилетних;

— приведены в соответствие расчетные площади по 3-м многоквартирным домам в программе (п. Будукан ул. Заречная д. 3, д. 4                 г. Биробиджан, ул. Димитрова, д. 17).

 

Данные изменения еще раз подтверждают тот факт, что программа — это живой организм, работа которого зависит от постоянного мониторинга и экономического планирования всего процесса. Все эти моменты позволят динамично управлять механизмом программы.

 

Региональная программа Кол-во МКД Общая площадь, тыс.м2 Оценочная стоимость проведения капитального ремонта, млн. руб.
1 Утвержденная 1158 2 636,8 7 839,3
2 после 1-го этапа актуализации 1118 2 642,5 7 834,0
Итого -40 + 5,7 -5,3

 

Организация капитального ремонта

В целях реализации краткосрочного плана региональной программы проведены конкурсы по отбору подрядных организаций на изготовление проектно-сметной документации и выполнение в 2015 году работ по капитальному ремонту общего имущества 27 многоквартирных домов в 11 населенных пунктах общей площадью 25 597 кв. м.

Работы по капитальному ремонту в 2015г. запланированы в 12 домах в г. Биробиджане, в 7 домах в Смидовичском, в 5 —  в Облученском, в 1 — в Биробиджанском, в 1 — в Октябрьском, в 1- в Ленинском районах.

По итогам конкурсов заключены 5 договоров на изготовление проектно-сметной документации с ООО «Гидростройпроект» (г. Хабаровск) и 11 договоров на выполнение работ по проведению капитального ремонта со следующими организациями: ООО «Стройцентр», ООО «Монтаж-Сервис», ООО «Орион» (г. Биробиджан) и ООО «Гидростройпроект» (г. Хабаровск).

 

В результате проведения конкурсов сформировалась экономия денежных средств в сумме 10 344 тыс. рублей, в том числе, экономия фондов капитального ремонта 7 760 тыс. и 2 583 тыс. рублей экономия средств выделенных государственной корпорацией Фонд содействия реформированию ЖКХ и софинансирование бюджета мэрии города Биробиджана.

 

По состоянию на сегодняшний день работы ведутся в 26 домах из 27 по следующим видам: ремонт инженерных систем, ремонт кровель, ремонт фасада, установка коллективных приборов учета

В 14 домах —  ремонт системы отопления,

  • В 14 домах – ремонт системы водоотведения,
  • В 10 домах – ремонт системы горячего водоснабжения,
  • В 14 домах – ремонт системы холодного водоснабжения,
  • В 17 домах – ремонт электрики,
  • В 23 домах – ремонт крыши,
  • В 1 доме — ремонт фасада,
  • Установка коллективных приборов учета потребления ресурсов: 3 прибора учета тепловой энергии, 8 приборов учета потребления холодной воды, 1 прибор учета потребления электроэнергии.

 

На следующем слайде представлен процент выполнения работ подрядными

организациям по состоянию на 26.10.2015г. На сегодняшний день общий объём исполнения плана работ составляет 60%.

 

Завершение работ по капитальному ремонту запланировано на середину декабря 2015г.

Региональным оператором ведется ежедневный контроль за исполнением работ. Еженедельно по пятницам подрядчик предоставляет отчёты об исполнении работ по капитальному ремонту с указанием выполненных объемов.

В ходе контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения:

— нарушение сроков исполнения отдельных видов работ по капитальному ремонту;

— нарушение технологии производства работ;

— несоблюдение требований охраны труда на объектах;

— простои бригад по причине отсутствия материалов;

— на объектах не ведётся необходимая техническая документация.

По выявленным нарушениям региональным оператором выдаются предписания для устранения нарушений и замечаний, а также применяются штрафные санкции, предусмотренные договором.

Всего подрядчикам за период контроля было выставлено 12 претензий на общую сумму 362 543 рубля.

 

В 2016г. запланированы ремонты 40 многоквартирных домов в 16 поселениях области.

В соответствии Жилищного кодекса РФ Фондом в июне текущего года собственникам помещений в МКД направлены предложения о сроках начала ремонта, перечне и объеме услуг и работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования. До октября текущего года собственники должны были общим собранием рассмотреть и принять предложение регионального оператора, направить свое решение в Фонд. В фонд поступили 5 протоколов и 11 постановлений ОМСУ о принятии предложения Регионального оператора.

В ноябре 2015г. планируется объявление конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов ЕАО запланированных в 2016 году.

В первом квартале 2016г. планируется проведения конкурса по отбору подрядных организаций на проведение капитального ремонта. Данные мероприятия позволят своевременно приступить к ремонту МКД – сразу после окончания отопительного сезона.

Региональным оператором совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства правительства области активно ведётся работа по подготовки заявки в государственную корпорацию «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» для получения финансовой поддержки в размере 11 055,0 тыс. рублей на увеличения финансовой возможности программы капитального ремонта, благодаря чему появиться возможность отремонтировать больше предусмотренного объема капитальных ремонтов в 2016 году. Данная финансовая поддержка доступна при условии софинансирования в размере 48,5%, что составляет 10 427 тыс. рублей из бюджетов всех уровней. Запросы на участие в софинансирование будут направлены в органы местного самоуправления.

Сбор взносов на капитальный ремонт.

Подводя итоги оплаты взносов на капитальный ремонт за период с февраля по сентябрь 2015 года в целом по области, можно говорить о стабильности процента собираемости. Всего начислено взносов за 8 месяцев 2015года 74 267 тыс. рублей, оплачено за 8 месяцев 2015 года 41 932 тыс. рублей, что составляет 56,5 % сбора.

Помесячные данные о собираемости взносов на капитальный ремонт представлены на данном слайде (данные за сентябрь представлены на 26.10.2015г.).

 

Анализ по начисленным и оплаченным взносам на капитальный ремонт по каждому поселению ЕАО представлен в диаграмме на следующем слайде. Максимальные показатели в Волочаевском СП, Бираканском ГП, Бабстовском СП, Валдгеймском СП, Дежневском СП – более 75%, минимальные показатели в Ленинском СП, Нагибовском СП, Бирское ГП, Облученское ГП – менее 50 %

 

 

Оценочная стоимость капитального ремонта в 2015 году, согласно заключенным договорам составляет 47 689 тыс. рублей. Финансовая возможность регионального оператора по оплате работ за капитальный ремонт на сегодняшний день в разрезе поселений представлена на следующем слайде:

Муниципальные образования ЕАО Фин. возможность оплаты работ по кап. ремонту Стоимость работ по заключенным договорам Процент обеспечения оплаты за работы по кап. ремонту
ОБЛУЧЕНСКИЙ РАЙОН
Кульдурское ГП 354487,71 811662,00 43,67
Теплоозерское ГП 1632943,92 1869780,00 87,33
Бирское ГП 442005,32 771394,00 57,30
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН
Бабстовское СП 1339400,00 Средства местного бюджета 1256677,00 106,5

 

СМИДОВИЧЕСКИЙ РАЙОН
Смидовичское ГП 1102847,85 2416386 45,64
Волочаевское ГП-2 520982,28 493252 105,62
Николаевское ГП 609881,87 643255 94,81
Приамурское ГП 877326,88 896282,00 97,89
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
Амурзетское СП 458616,54 431734 106,23
БИРОБИДЖАНСКИЙ РАЙОН
Птичнинское СП 372193,77 410740 90,62
Г.Биробиджан 27857256,23 11447328 243,35
Всего 36928863,26 21448490,00 172,17

Средств фондов капитального ремонта для обеспечения проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества в 2015г. достаточно лишь в следующих МО — г. Биробиджан, с. Бабстово, с. Амурзет, п. Волочаевка-2.

На следующем слайде представлен прогноз по поступлениям при фактическом проценте собираемости до конца года, по которому можно сказать, что в восьми поселениях области, из одиннадцати, в которых ведется капитальный ремонт, финансовая возможность оплаты за выполненные работы обеспеченна.

А вот в трех поселениях существует дефицит средств для оплаты ремонтов:

Бирское ГП – 123,8 тыс.руб.

Кульдурское ГП – 356,0 282,0 тыс. руб.

Смидовическое ГП – 770,9 тыс. руб.

 

В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом запланировано провести капитальный ремонт конструктивных элементов 40 многоквартирных домов. Оценочная стоимость ремонтов по предельной стоимости 2015 года составляет 103 110 тыс. рублей.

На диаграмме представлены плановые поступлениям при запланированном 70 проценте собираемости.

Дефицит средств для оплаты работ по капитальным ремонтам составит 2 473 тыс. рублейв том числе по поселениям:

Кульдурское ГП – 1 020,00 тыс руб.

Бабстовское СП – 937,00 тыс руб.

Бирофельдское ГП – 182,00 тыс. руб

Волочаевское ГП – 164,00 тыс руб.

Волочаевское СП – 170,00 тыс. руб.

 

 

Хотелось бы остановится еще на одной важной проблеме, решение которой позволило бы значительно поднять обеспеченность муниципальных образований средствами фонда капитального ремонта для оплаты работ по капитальному ремонту, запланированных к реализации 2015-2016 годах.

За муниципальную собственность, принадлежащую администрациям муниципальных образований ЕАО, начислено с февраля по сентябрь 8 395 тыс. рублей, что составляет 11 % от общей суммы взносов на капитальный ремонт. Оплачено взносов за муниципальную собственность 1 419 тыс. рублей, что составляет 17 %, от общей суммы начислений за предыдущие периоды.

 

Из предоставленных данных видно, что оплату взносов не производилась в полном объеме:

— Администрация Бираканского городского поселения

— Мэрия г. Биробиджан

— Администрация Бирского городского поселения

— Администрация Облученского городского поселения

— Администрация Смидовического городского поселения

— Администрация Биробиджанского района

— Администрация Ленинского района

— Администрация Октябрьского района

Задолженность муниципальных образований по состоянию на 26.10.2015г. года составляет 6 976 тыс. рублей.

На сегодняшний день сверены данные (площади помещений, принадлежащих МО и выставляемые к оплате суммы) с 20 администрациями МО из 28, работа ведётся.

Сформировавшаяся задолженность серьёзно сказывается на формировании фонда капитального ремонта каждого муниципального образования и проценте собираемости в целом, тем самым затрудняет своевременную реализацию программы.

Региональным оператором в муниципальные образования направлены письма с указанием о необходимости погасить имеющуюся задолженность до 30 октября 2015г. При невыполнении данного требования, региональные оператор оставляет за собой право на взыскание задолженности в судебном порядке.

 

В рамках работы по обеспечению сборов денежных средств в фонды капитального ремонта проводятся следующие мероприятия:

— Информирование собственников о системе капитального ремонта и деятельности регионального оператора через СМИ, отвечая на вопросы при личных обращениях граждан, по телефону, в письмах. Кроме этого, по инициативе Фонда ежеквартально организуются встречи с собственниками помещений во всех муниципальных образованиях области, включенных в региональную программу капитального ремонта.

(Всего ответов на письменные заявления: 262 с марта по октябрь

Телефонные звонки – до 25 ежедневно

Личный прием – 2-10 ежедневно

Изготовление брошюр, буклетов (5 шт.)

Посещения сайта :7658 визитов

Выезды в поселения с целью информирования населения:

В феврале 2015г.  16

В июне 2015г.  — 16

В сентябре-октябре 2015г. – 24)

Хотелось бы обратить внимание на организованную Фондом работу с должниками. Фондом направлено 1 130 уведомлений физическим и юридическим лицам о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт с требованием о её погашении. 6 315 уведомлений были направлены на оборотной стороне квитанций в поселения с низкой собираемостью.

Подготовлены и направлены в суд исковые заявления к должникам – юридическим лицам и ИП.

 

В соответствии с утверждённым планом финансирования за 10 месяцев 2015г. на административно-хозяйственные расходы Фонда запланировано к перечислению 14 800 тыс. руб., поступило финансирование в сумме 13 млн. руб. в том числе финансирование за период с января по июль 2015 года включительно в полном объеме поступили лишь в июле, а за август, сентябрь, октябрь финансирование поступило только на заработную плату. Недофинансирование средств на 26 октября 2015 года составляет 1 783,0 тыс. руб.

Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности представлен на данном и следующем слайдах.

В связи с недофинансированием исполнение сметы расходов на реализацию плана финансово-хозяйственной деятельности регионального оператора за 10 месяцев реализовано на 83%. Ежемесячное недофинансирование затрудняет работу Фонда по контролю за ходом капитального ремонта, информированию населения, обеспечению работы программных модулей, доставку квитанций.

 

 

 

 

В своей деятельности Фонд столкнулся с рядом проблем:

  1. В ходе проведения ремонтных работ возникли сложности, связанные с отказом отдельных собственников предоставлять подрядчикам доступ к общедомовому имуществу, расположенному в их квартирах и нежилых помещениях. С целью обязать таких собственников обеспечить доступ к общедомовому имуществу, подрядчику приходится останавливать работы, и решать вопрос доступа через суд. Так в суды были направлены 13 исков об обеспечении доступа в помещения, из них 9 собственников, не дожидаясь решения суда, доступ предоставили. В настоящее время в судах на рассмотрении находятся 4 иска;
  2. Органы местного самоуправления не в полной мере понимают механизм программы капитального ремонта, хотя являются ее исполнителями наряду с региональным оператором;
  3. Трудности вызывает идентификация нежилых помещений т.к. данные Росреестра не содержат необходимой информации (наименования магазина).
  4. По 214 помещениям на сегодняшний день отсутствуют данные о собственниках, что делает невозможным предъявление платежных документов к оплате.

Одной из причин вышеуказанных проблем считаем отсутствие оперативного реагирования Управления Росреестра и неоднократные технические проблемы портала Росреестра.

В свою очередь, Фонд выступил с предложением к региональным операторам субъектов РФ об обращении с законодательной инициативой о внесении изменений в законодательство, регламентирующее взаимодействие с Росреестром и предусматривающих включение региональных операторов в число организаций, которым на безвозмездной основе предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Данная инициатива была поддержана и направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

С целью своевременной реализации региональной программы капитального ремонта обращаемся к депутатам Законодательного Собрания Еврейской автономной области с предложением выступить с законодательной инициативой по вопросу о внесении изменений в законодательство, регламентирующее взаимодействие с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и предусматривающих включение региональных операторов в число организаций, которым на безвозмездной основе ежемесячно предоставляются вся база данных, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество;

  1. Хотелось бы отметить и такую важную проблему как отсутствие возможности оплаты взносов на капитальный ремонт в отдельных населенных пунктах нашей области, по причине закрытия филиалов банков, отсутствия полноценной работы почтовых отделений и интернета;
  2. В результате капитального ремонта крыш региональный оператор и подрядные организации столкнулись с проблемой ветхостью деревянных перекрытий, что осложняет процесс производства работ и ставит под сомнение целесообразность его проведения. В этой связи предлагаем внести изменения в закон области и рассмотреть возможность добавления в перечень работ по капитальному ремонту такого вида как «Ремонт деревянных перекрытия».
  3. Считаю необходимым рассмотреть возможность органам местного самоуправления, управляющим компаниям и товариществам собственников жилья в целях создания полного понимания ремонта общедомового имущества осуществлять планирования и текущих ремонтов подъездов, мест общего пользования в многоквартирных домах участвующих в капитальном ремонте.

К.Матвеева
Юридический отдел